Дмитровский Успенский собор

Оригинал: 1002×1503, 1,7 МБ

← Шифт →

В датах строительства и изготовления икон сплошные гипотезы. Ничего документально подтвержденного нет.

"Больше всех для дела идентификации дмитровских и старицких изразцовых икон сделал А.В. Филиппов. Уже в 1915 году им была сделана попытка дать единую, основанную на общей для этих памятников технологии производства, классификацию всех шести изразцовых икон. В 1938 г. в своей монографии, посвященной древнерусской керамике, Филиппов вновь повторил свои основные утверждения. На основе, главным образом, анализа поливы, красящего состава, черепкового теста и конструкции изразцов, все шесть икон были выделены им в одну группу, так называемую «старицко-дмитровскую керамику», и датированы серединой XVI века. Филипповым было отмечено немосковское происхождение этой группы и сделано указание на исключительность ее появления в древнерусском керамическом производстве вообще.
Однако выводы Филиппова не были приняты нашей наукой. Причиною этого была и остается, прежде всего, недостаточная изученность самих памятников, являющаяся в огромной степени следствием их труднодоступности. Достаточно сказать, что до сегодняшнего дня не существует даже формального описания трех из шести икон (в том числе доступного осмотру Георгия), в распоряжении исследователей очень мало удовлетворительных фотографий самих памятников, ни один из них никогда не был обмерен. В то же время сами памятники обладают рядом признаков, для объяснения которых метода, которым ограничил себя Филиппов, явно недостаточно. Ни форма икон, ни их разномасштабность, ни связь с архитектурой храма-носителя, ни особенности их иконографии, ни перипетии их исторической судьбы не получили у него объяснения. Им был оставлен без ответа (или, во всяком случае, без углубленного анализа) и целый ряд признаков, лежавших уже непосредственно в его компетенции как специалиста-технолога. Это, прежде всего, отмеченные нами колористические различия глазурованных композиций, различия их фактуры, приемы их изготовления и обжига, ряд особенностей конструкции изразцов и т.д. Последнее, как и отсутствие у Филиппова археологической аргументации, и предопределило столь неблагоприятный для этого первого опыта систематизации наших древних лицевых изразцовых композиций прием. В результате в работах исследователей послевоенного времени преувеличенное значение получили несущественные иконографические различия в композициях, поиски аналогов и установление историко-культурных связей памятников без какой-либо апробации их археологическими методами. В то же время система аргументации Филиппова не была подвергнута критическому разбору, и ей ничего не было противопоставлено по сути. В результате сегодня, по прошествии более чем полувека с начала первых серьезных опытов изучения «старицко-дмитровской керамики», дело идентификации обеих групп памятников не сдвинулось с мертвой точки."
Источник: Кавельмахер В.В., Чернышев М.Б. Древний Борисоглебский собор в Старице. М., 2008.

Год постройки: 1507

Страна: Россия

Город: Дмитров

Адрес: Историческая пл., 11

Архитектор: Алевиз Фрязин

Материал: глина, глазурь

Техника исполнения: отминка, роспись глазурями



Другие экспонаты коллекции