Ferrari 375 MM Pininfarina Berlinetta Speciale 1955 (Ilario)

Оригинал: 1999×1125, 813,9 КБ

← Шифт →

Дизайн-студия Pinin Farina (изначально ее название писалось раздельно, но в 1961 году указом президента Италии Фарине разрешено было сменить фамилию на Пининфарина, после чего появилось привычное ныне «Pininfarina») на Виа Лесна в Турине в 50-х была, должно быть, особым сгустком творческой атмосферы. Старший, Баттиста, известный также как «Пинин», все еще стоял во главе компании. На мольбертах и в мастерской, где лепили модели, бывало множество разных работ, от серийной Alfa Giulietta Spider до заказных Ferrari для особых клиентов. Приземистый седой директор, большой любитель гольфа, был другом многих знаменитых домов в Италии. Он регулярно появлялся в обществе кинозвезд, автомобильных магнатов и автогонщиков. А вот о команде его дизайнеров публика вспоминала редко, ибо на самых красивых автомобилях мира стоял его личный герб с буквой «f».

Компания тесно работала с Ferrari, начав с элегантного 212 Inter. Поэтому, когда в Маранелло выпустили потрясающий дорожный вариант гоночного 375-го, миллионеры, не раздумывая, обратились в Pinin Farina за эксклюзивом. Последняя из этих сказочных 4.5-литровых 340-сильных ракет - купе, блеснувшее на Туринском автосалоне в 1955 году. Этот изящный двухцветный красавец завершил эру уникальных кузовов для клиентов, за которой началась эпоха более казенных гран-туризмо на базе 250-й модели. Кульминацией 375-го стали несколько машин, заказанных такими знаменитыми клиентами, как Джанни Аньелли, Альфред Дукато и король Леопольд. Режиссер Роберто Росселини заказал 375 в специальном кузове для жены, актрисы Ингрид Бергман. А купе 375ММ, с кузовом Pinin Farina (#0416AM) появилось на экране в одном фильме с самой шикарной парой Италии в «Счастье быть женщиной» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни.

Хотя такую суперэкзотику обычно заказывали богатые клиенты Ferrari, происхождение последнего 375 ММ (последнего в смысле выпущенного в линейке 375 MM) несколько туманно. Возможно, это запасное шасси ателье получило вместе с заданием создать потрясающий кузов для привлечения потенциальных клиентов и с правом на полную свободу действий. Пинин Фарина и главный дизайнер Франко Мартиненьо вместе готовили эскизы к этому чуду, на что указывают некоторые детали, перешедшие в гоночный 250 GT. Одни только вентиляционные отверстия на боках чего стоят - шедевры «итальянского футуризма». Сочетание тонких элементов (изящных дверных ручек и вафельно-хрупких бамперов) с агрессивным обликом поджарого, низкого кузова придает шасси #0490AM необыкновенно привлекательный характер. В профиле видится формула, которую старые мастера использовали для достижения идеального баланса в композиции. Очевидно, что мастера команды Pinin Farina явно пользовались золотым сечением. Если продолжить линии, идущие под разными углами, в том числе линии боковых вентиляционных отверстий и стоек крыши, они пересекутся друг с другом в центральной точке. Вот он, источник гармонии. Низкая крыша, сходящая на корму, придает дизайну лихой, мощный характер. Искусная полоска порога под дверью покрашена в темно-синий цвет в тон крыше (речь идёт про первый вариант окраски молочно-белый с тёмно-синей крышей и порогами). Она едва видна и благодаря этому визуально уменьшает высоту боков. А такие детали, как огромная крышка горловины бака по центру кормы, защелки с кожаными ремнями на капоте и «жабры» по бокам заднего окна, намекают на гоночную родословную. «Плавники» на Ferrari могут показаться сознательным намеком на послевоенный американский дизайн, но в машине #0490AM историческая параллель глубже. «Обычно «плавники» прямые, как на ракетах, у рыб и у Cadillac, - говорит эксперт по Ferrari швейцарец Марсель Массини. - Но Фарина хотел выразить скорость, поэтому он взял в качестве образца крылышки римского бога Меркурия».

В апреле 1955 года, едва выйдя из мастерской, двухцветное купе поехало на автосалон в Турине. А потом его отослали в Рим агенту Инико Бернабеи. Первым владельцем этой потрясающей машины стал граф Антонио Назелли, пожилой сицилийский аристократ. Несомненно, герцог Ди Джела (таков был его официальный титул) жил на вилле с видом на Средиземное море. Легко представить себе, что Ferrari красовался у входной группы, напоказ высоким гостям. Но скорее всего, машину держали взаперти, в гараже в Риме. Граф умер в 1961 году. Экзотический 375ММ был продан Эду Уэшлеру дилером Chinetti Motors за 8000 USD и уехал в Нью-Йорк. Там его перекрасили в красный и черный (именно такой вариант копирует модель от Ilario). Шасси #0490AM оставалось в окрестностях озера Мичиган более 40 лет, но прошел автомобиль всего 33800 км.

Потом его купил житель Чикаго Лоуренс Слэттери - четвертый владелец. Автомобиль надолго поставили в гараж, а следующим его обладателем стал калифорниец Мэнни Дель Арроз в ноябре 2002 года. Он отослал машину уважаемому реставратору Уэйну Обри в Висконсин в мастерские Motion Products в городе Нина. Нужно было вернуть автомобилю первоначальные цвета и обновить ходовую. Старую краску, очищая кузов до металла, снимали послойно, чтобы в точности подобрать цвета, как в оригинальной гамме. На крыше команда Обри нашла три оттенка синего - Пинин не сразу выбрал правильный синий цвет. На основе собранных образцов компьютер подобрал правильный оттенок акриловой краски. Салон за 45 лет выгорел и износился. Но все было на месте, и Джон Кис, лучший мастер по отделке, получил прекрасные лекала. Самой сложной задачей было подобрать нужный оттенок коричневой резины для ковриков. Потолок и стильные козырьки обтянули кожей сливочного цвета, а приборы тщательно прочистили и проверили. Пробег был небольшой, и механические работы незамысловаты. 4.5-литровый V12 выдал на динамическом стенде мастерских 340 л.с. при 6300 об./мин. А пик момента пришелся на 4300 оборотов и составил 407 Нм.

Тщательная реставрация была закончена в мае 2004 года. #0490AM дебютировал на Пеббл-Бич и получил 100 очков в классе Ferrari Speciale. Удивительно, что послевоенный автомобиль никогда не побеждал в этом конкурсе (не считая первых пяти лет, когда призы брали новые модели). В январе следующего года #0490AM получил кубок Gran Turismo Cup на Cavallino Classic в Палм-Бич, а потом полетел в Европу на Виллу д’Эсте, где точно через 50 лет после туринского дебюта, день в день, снова стал звездой итальянского шоу. Но другой Ferrari, роскошный 1951 212 Export Spider с кузовом Vignale, украл у #0490AM Сорра d’Oro - золотой кубок на этом конкурсе. В классе «GT» на 75-летие Пининфарины сильную конкуренцию составил другой автомобиль Обри – 250 GT Europa шасси #0403 с уникальным кузовом, похожим на 375 ММ Росселини.

Достойна ли эта машина своих гоночных корней? Да, происхождение бросается в глаза, стоит только распахнуть легкую алюминиевую дверь. Этот автомобиль создан блистать на салонах, но истинная душа этого 375-го - в двигателе Аурелио Лампреди на базе формульного мотора и в ходовой, отточенной в великих марафонах Спа, Ле-Мана и Carrera Panamericana. В салоне на дверях глубокие открытые карманы, пухлые кожаные «ковши» с тремя отверстиями. Сзади запаска Borrani. Руль, как в Ferrari, Формулы-1 - трехспицевый с деревянным ободом, с классическими металлическими шипами на тыльной части, чтобы удобнее было держать. Видимо, такая отделка и вдохновила современный ретро дизайн: темно-синяя передняя панель, светло-коричневая кожа, блестящая сталь и белый потолок. Ребристые коричневые резиновые коврики, обшитые по краям кожей, завершают этот роскошный салон. Прямо перед водителем два больших циферблата Veglia: спидометр, размеченный до 300 км/ч, и тахометр с красным сектором на 8000 об./мин. Слева в отдельных корпусах датчики давления масла, температуры воды и уровня топлива. А что еще нужно знать водителю? Хромированные тумблеры аккуратно спрятаны под панелью. Недавняя мода ставить выключатель зажигания и кнопку стартера на центральную консоль - хорошо забытое старое.

Четырехступенчатая коробка с синхронизатором работает гладко, рычаг как по маслу ходит в чуть наклонной кулисе. И им, как и легкой педалью сцепления, работать одно удовольствие. Руль немного немой по сравнению с более поздними 250-ми, и если разогнаться побыстрее, в поворотах автомобиль предсказуемо срывает переднюю ось. Длинная «мексиканская» коробка требует переключаться на первую в крутых поворотах. Зато когда разгоняешься на выходе, большой V12 тянет мощно и чисто, как только полностью откроются заслонки карбюратора Weber. На 3000 об./мин. двигатель входит во вкус, и тяга на средних оборотах могучая. V12 ревет, как будто он в салоне, хотя четыре выхлопные трубы далеко, на корме. Шины Avon с высокой боковиной скачут по ухабам, но подвеска удивительно рафинированная, особенно в контрасте с жесткими и легкими гоночными 375-ми. Да, в пробеге по континенту этот быстрый и мягкий автомобиль будет отличным компаньоном.

Жаль, что погонять ему так и не придется. #0490AM попал в частную коллекцию и выезжать будет только на конкурсы красоты. Но этот суперкар 50-х не смотрится на аккуратном газоне, неподвижный и молчаливый, как гоночные монстры, скучающие в музеях. Возможно, их владельцы-миллионеры последуют примеру счастливцев в Alfa 8С и организуют специальное ралли для Ferrari 375. Только представьте себе, как эта экзотическая автоколонна (купе Bergman и 0490-й вслед за гоночными болидами Panamericana) мчит по Монтане или Аризоне...

Производитель: Ilario

Серия/номер: IL43039rb

Марка авто: Ferrari

Модель авто: 375 MM Pininfarina Berlinetta Speciale

Тип: Road

Год: 1955

Тип кузова: Coupe

Цвет: Rossa Corsa

Дизайнер (студия): Pininfarina

Кузовное ателье: Pininfarina

Страна дизайна: Italy

Произведено шасси: 1-Off / Total 26 ch.

Шасси: #0490 AM



Другие экспонаты коллекции