Pagani Zonda GR 2004 24h Le Mans #60 (Spark)
Время от времени небольшие независимые компании пытаются представить новый суперкар, намереваясь конкурировать с Ferrari и Lamborghini. Многие из этих компаний, такие как Vector, к сожалению, терпят неудачу и вскоре забываются после своего запуска. В конце 1990-х годов Pagani вышла на рынок суперкаров со своей вызывающе выглядящей и технически совершенной Zonda C12. Базирующаяся в Аргентине и Италии, недалеко от Модены, эта компания оказалась редким исключением из «проклятия суперкаров». Основой Zonda является углепластиковое шасси, выполненное в виде монокока, которое было одной из его самых сильных сторон, но также мешало ему участвовать в гонках в первые годы его существования. Однако в начале сезона 2003 года запрет наконец был снят и разрешили использовать шасси из углеродного волокна в гонках GT, что позволило Pagani участвовать в гонках на своей Zonda.
Сама Pagani еще не участвовала в гоночной программе, но один из ее клиентов, компания «Carsport America», подготовила Zonda для гонки 24 часа Ле-Мана 2003 года. Компания «Carsport America» основала компанию «Carsport Modena», которая разработала и построила гоночный автомобиль Pagani Zonda GR, на базе модели Zonda S. Большинство компонентов остались от серийной модели, за исключением трансмиссии, которая была модифицирована для использования шестилитрового двигателя AMG и коробки передач Porsche 911, установленной в перевернутом виде. Ширина автомобиля составляла 2 метра в соответствии с правилами FIA и ACO, а вес был снижен до 1100 кг. Была разработана новая система подвески, а также новые колеса и тормоза, ориентированные на автогонки.
В своем дебютном сезоне Zonda GR столкнулась со множеством проблем. Несмотря на то, что она казалась готовой к гонке, ее выступление в Ле-Мане 2003 года обернулось катастрофой. Через несколько минут после гонки проблемы с коробкой передач вынудили Zonda GR съехать в боксы. Коробка передач, не привыкшая к тому, что ее устанавливают вверх ногами, стала ахиллесовой пятой автомобиля до конца сезона. Зимой 2003-2004 годов Zonda подверглась полному капитальному ремонту. У модели 2004 года, как и у ее дебютного варианта, был общий передний подрамник, но коробка передач была заменена на более распространенный и проверенный блок Xtrac. Объем двигателя также был увеличен до чуть менее 7 литров, а трансмиссия подвергалась тщательным испытаниям в течение более чем 24 часов перед апрельскими испытаниями в Ле-Мане в 2004 году, чтобы предотвратить повторение катастрофы 2003 года. 7.0-литровый двигатель V12 может выдавать около 780 л.с. и 1017 Нм. В число показателей эффективности входит время разгона от 0 до 97 км/ч за 3.3 секунды.
Представленная компанией «Force One Racing», Zonda GR проехала 18 кругов во время 8-часовой предварительной тестовой сессии в Ле-Мане. Результатом тестов было 41-е место, не самое плохое в абсолюте, но последнее в своём классе GTS. После тестов появилась следующая новость: «Pagani был отозван компанией Force One Racing», - сообщил Тойне Хеземанс (один из основателей проекта Zonda GR) – «После аварии в Валлелунге у нас не было достаточно времени, чтобы должным образом доработать машину. Кроме того, программа приостановлена из-за отказа Pagani провести омологацию автомобиля для FIA GT, и что ставит программу в трудное положение, поскольку рынок только автомобилей ALMS и ELMS очень узок».
Компания Force One Racing была обеспокоена надежностью и конкурентоспособностью автомобиля, и главным фактором стали опасения по поводу безопасности. Во время двух тренировочных заездов в Ле-Мане у машины возникли проблемы с проводкой. Компания Force One Racing, которой руководит бывшая звезда Гран-при Франции Филипп Аллио, объявила, что у них нет ни финансов, ни ресурсов для превращения Pagani Zonda в конкурентоспособный автомобиль. В результате в этом году они сосредоточат свое внимание на французской серии FFSA GT со своим Chrysler Viper. Это событие означало завершение проекта Pagani Zonda GR в рамках мирового чемпионата спорткаров и конец его основной гоночной карьеры. Тем не менее, автомобиль участвовал в нескольких гонках местных и национальных чемпионатов, где требования к автомобилям были менее жёсткие, и в течение следующих двух десятилетий минимум 4 раза менял облик. Текущее местоположение автомобиля мне установить не удалось, однако нашлись фотографии 2023 года этого автомобиля на треке.
Модель от Спарка представляет собой фактически версию Pagani Zonda GR с текстовых заездов Ле-Мана 2004 года, не с самой гонки, как указано на подставке (что также заметно по отсутствующим спонсорским логотипам). Модель редкая, ранний Спарк, неидеальная, но и не плохая. Фототравлёных элементов по минимуму (дворник, рамка боковых окон, буксировочные петли), сейчас бы Спарк наверняка сделал бы её аккуратнее. Меня сразу смутил факт наличия двух групп выхлопных труб – четыре в круге и ещё две ниже, однако реальные фотографии передают, что так оно было и в реальности, только верхняя группа фактически не использовалась. Это красивая модель редкой GT в Ле-Мане и хороший экземпляр в любой коллекции автоспорта.
Название авто: Pagani Zonda GR 2004 24h Le Mans #60 (Spark)
Производитель: Spark
Серия/номер: S0195
Марка авто: Pagani
Модель авто: Zonda GR
Бортовой номер: #60
Год: 2004
Чемпионат: not championship
Гонка: Le Mans 24 Hours
Результат в гонке: did not start
Класс: GTS
Двигатель: Mercedes M120 E 60/AMG 6916 cc
Команда: Force One Racing (F)
Пилоты: Anthony Kumpen (B) / Bruno Besson (F) / David Hallyday (F) / Philippe Alliot (F)
Шасси: #GR 002
Всего шасси: 1-Off