Jaguar XJ13 1966 (AutoArt)
Jaguar XJ13 - это гоночный прототип, который был разработан инженером Jaguar Уильямом Хейнсом для участия в Ле-Мане в середине 1960-х годов. К сожалению, в гонках таки не поучаствовал, и был выпущен только в единственном экземпляре. Хотя официальная оценка автомобиля не проводилась, в 1996 году его владельцы отклонили предложение в размере 7 миллионов фунтов стерлингов, что сделало его более чем в три раза дорогим, чем Ferrari 250 GTO того времени.
Далее следует мой перевод статьи об этом автомобиле из Журнала «Classic Jaguar» за декабрь 2023 года.
Jaguar XJ13 - автомобиль, который многие поклонники Jaguar считают ярким примером того, «ЧТО могло бы быть!».
С 1951 по 1957 год Jaguar пять раз выигрывал гонку "24 часа Ле-Мана", и пока департамент соревнований не обращал на это внимания, Ford с мощным двигателем V8, Ferrari с их технически совершенными двигателями V12, а затем и появление штутгартских Porsche - все они воспользовались отсутствием Jaguar и разделили шампанское и столовое серебро на французской классической гонке среди других великих гонок.
К середине 1960-х годов для Jaguar пришло время вернуться с новыми достижениями в виде радикально нового XJ13 – перед Малкольмом Сэйером была поставлена задача создать форму, в то время как новый двигатель Jaguar V12 объемом 5 литров должен был располагаться посередине. Массивность кузова подчеркивалась множеством заклепок, которые скрепляли его воедино. Двигатель был расположен непосредственно за головой водителя, а его система впрыска топлива Lucas была установлена на вершине буквы «V» и была видна всем через изогнутое заднее ветровое стекло. Двигатель выдавал 502 л.с. при 7600 оборотах в минуту. Кабина водителя была открытой с приборной панелью, напоминающей о том, что есть в распоряжении пилота истребителя, и это еще больше возбуждало тех, кому посчастливилось мельком увидеть прототип.
Итак, у Jaguar был автомобиль, который потенциально мог конкурировать с лучшими соперниками. Но на этом все закончилось - или почти закончилось, если бы не такие парни, как Аарон Льюис (коллекционер, стоявший за воссозданием реплики XJ13), чтобы показать миру, «что могло бы быть».
Когда Jaguar стал частью British Motor Corporation, проект застопорился - появились другие приоритеты. Первый и неповторимый прототип был выпущен в 1967 году, когда пилот-испытатель Дэвид Хоббс показал, на что способен XJ13, и на тестовой трассе в MIRA (Великобритания) он разогнался до 260 км в час - рекорд, который держался более 30 лет. Но еще один удар был нанесен, когда регламент таких гонок, как 24 часа Ле Мана, ограничил объем двигателя до 3 литров. Однако были и другие возможности, и отдел по связям с общественностью не замедлил продемонстрировать миру, на что способна компания. Ярким солнечным днем на MIRA по трассе пронесся XJ13 и был запечатлен на кинокамеры, а получившийся в результате видеофильм вызвал широкий общественный резонанс в связи с презентацией E-Type Mk. III с двигателем 5,3 V12. Но то, что должно было стать рекламным зрелищем, обернулось катастрофой. За рулем был тест-пилот Норман Девис, и на большой скорости машина вылетела с трассы и несколько раз перевернулась - в то время считалось, что лопнула шина. Или это ошибка водителя?
К счастью, Девис выжил, но разбитый "Ягуар" пролежал без движения под брезентом еще несколько лет, пока Эдвард Лоадс, партнер известной фирмы по производству кузовов Abbey Panels, не предложил воссоздать автомобиль, используя некоторые оригинальные детали и чертежи Jaguar. Цель состояла в том, чтобы создать автомобиль, максимально идентичный оригинальной спецификации... В Jaguar заявили, что это была не точная копия, но близкая к ней. Автомобиль демонстрировался на Гран-при Великобритании 1973 года, проходившем в Сильверстоуне, с "Надменным" Инглендом за рулем - человеком, стоящим за успехами Jaguar на мировых гоночных трассах в 1950-х и 1960-х годах. Некоторые зрители в тот день говорили, что эти несколько кругов были не хуже самого Гран-при! Сейчас автомобиль находится на почетном месте в Британском автомобильном музее в Гейдоне.
Очевидно, что XJ13 занимает первое место в списке лучших производителей ретро-автомобилей по всему миру. И Аарон представляет свой второй образец автомобиля, который официально выпускался только 1-го поколения. Комментарий самого Аарона: «Что я могу сказать? Лучшая форма кузова из всех построенных автомобилей».
Его первый XJ13, построенный новозеландской компанией Tempera, был продан, и автомобиль, о котором пойдет речь в этой статье, сделан из копий гоночных автомобилей Мичигана, Соединенные Штаты. Он был куплен в качестве подвижного шасси и собран Аароном совместно с Джейсоном Ферреро из Renner Auto в Мельбурне. «Джейсон - очень способный парень, а я выбрал копии гоночных автомобилей, поскольку они хорошо известны тем, что поставляют автомобили для франшизы «Форсаж». Они также снимаются и в других фильмах – большинство автомобилей в фильме «Форд против Феррари» были созданы их мастерами, поскольку они делают копии как GT40, так и Ferrari P4».
Когда подвижное шасси прибыло в Мельбурн, Аарон и Джейсон были впечатлены. "Корпус изготовлен из очень толстого алюминия и соответствует требованиям Министерства транспорта США для регистрации на дорогах. Кузов из стеклопластика, естественно, окрашен в британский гоночный зеленый цвет, хотя я предпочел использовать металлическую версию, чтобы подчеркнуть привлекательность автомобиля. Трансмиссия представляет собой ту же 6-ступенчатую коробку передач, что и в Lamborghini Gallardo и Audi R8, а подвеска выполнена из алюминия с регулируемыми амортизаторами. Двигатель представляет собой длинноходный 6-литровый двигатель с шестью двухконтурными карбюраторами Weber."
Аарон говорит, что дополнительная мощность - на 13% больше, чем у 5,3-литровой версии Jaguar V12 - обеспечивает на 25% больший крутящий момент и, наряду с более высокой степенью сжатия, специально обработанными распределительными валами и карбюраторами Weber, впечатляющий прирост мощности. «Мы распаковали все остальные коробки, и у нас с Джейсоном в Мельбурне ушло 550 часов на то, чтобы собрать машину, и это не считая работы над двигателем. Мы проверили компрессию, поработали с кулачками, веберами и хорошими вытяжками, и теперь двигатель выдает 386 лошадиных сил на задние колеса. Стандартный XJS дает, может быть, чуть больше 200 л.с, а учитывая, что вес XJ13 составляет всего 1150 кг, вы можете видеть, что у меня довольно мощная машина. Телеметрия показала, что я разогнался до 240 км/ч по прямой Гарднера на Филлип-Айленд.»
Выражение лица Аарона говорит о том, что он доволен тем, что принесла ему вся эта работа. «При создании автомобиля я не смог удержаться от того, чтобы не добавить в него немного шика, и выбрал красные кожаные сиденья, хромированную панель приборов Smiths и часы, скопированные прямо с российского истребителя МиГ...».
Название авто: Jaguar XJ13 1966 (AutoArt)
Производитель: AutoArt
Серия/номер: 53541
Марка авто: Jaguar
Модель авто: XJ13
Год: 1966
Двигатель: 5.0L DOHC 60 Degree V12
Всего шасси: 1-Off